Труд риэлтора нужно ценить Печать
Коротко о недвижимости
18.06.2008 01:00

Директор агентства недвижимости «Борисов» Борис Борисов считает, что современный российский клиент во многом недооценивает услуги риэлторов.

 

 По его мнению, это во многом объясняется менталитетом россиян, приученных к ложной самостоятельности.

 

- Борис Михайлович, почему, на Ваш взгляд, клиенты нередко стремятся провести сделку с недвижимостью сами, не прибегая к услугам риэлторских агентств?

 

- Мне кажется, дело в том, что многие россияне ещё не избавились от вредных привычек, доставшихся им по наследству от советского образа жизни. В Советском Союзе ведь как было. Если ты купил себе автомобиль, то ты вынужден был становиться немножко автослесарем. Если ты хочешь сделать ремонт в квартире, то опять же делаешь его сам. И так далее. Люди, таким образом, привыкли, прежде всего, ценить только свой труд, а не чужой. Своя рубашка, как говорится, ближе к телу. Поэтому многим до сих пор кажется, что риэлторы берут с них деньги непонятно за что.

 

- На самом деле это не так?

 

- Абсолютно не так. Например, вы хотите продать квартиру. Обычная, вроде бы, сделка. Однако на эту сделку профессионально подготовленному риэлтору придётся затратить порядка трёх недель рабочего времени при условии, если он будет работать по двенадцать часов в сутки. А сколько понадобится времени клиенту, который не знает, как нужно эту сделку проводить? По статистике где-то от полутора до двух месяцев. И всё это время продавцу квартиры придётся отвечать на телефонные звонки по рекламным объявлениям, ездить показывать квартиру, вести переговоры с продавцами, составлять необходимые документы и общаться с многочисленными чиновниками. Что это означает? Это означает, что себе дороже. Ибо для того, что уложиться в указанный срок, клиент должен бросить все дела и заниматься только продажей своей квартиры.

 

- Тяжело, ничего не скажешь...

 

- Конечно, поскольку это работа, которую взялся выполнять непрофессионал. Да и для профессионала эта работа тоже нелегка. Поэтому услуги риэлтора по определению не могут стоить копейки. И если клиент понимает важность и ценность этой услуги, то он всегда обращается к риэлтору, а не пытается заниматься самодеятельностью.

 

- Я слышал, что на Западе риэлторы живут куда лучше, чем в России.

 

- Им там просто легче работается. Потому что на Западе ни один риэлтор не отвечает за все этапы сделки, как это принято у нас. И лицензирования там нет – там допуск к профессии риэлтор получает от общественных организаций, которые проверяют риэлтора «на вшивость» и выдают ему своеобразный кредит доверия – да, этот человек имеет незапятнанную репутацию и достаточно профессионально подготовлен, чтобы быть риэлтором. В то же время отмена лицензирования риэлторской деятельности в России привела к всплеску жульничества на рынке недвижимости. Как говорится, почувствуйте разницу: в России риэлтору приходится самому следить за своей репутацией.

 

- Но ведь это же хорошо!

 

- Да, конечно. Чем больше и лучше, к примеру, работает стоматолог или портной, тем больше у него известность и тем чаще его рекомендуют другим. Риэлтор в этом смысле ничем от стоматолога с портным не отличается: чем больше и добросовестней он работает, тем шире у него круг общения, тем больше людей его знают с хорошей стороны. По логике вещей получается, что честно работать выгодно работать везде, в любой профессии. Работать нечестно – какой же в этом смысл?

 

- Скажите, а много ли среди Вашей клиентуры людей неблагодарных?

 

- Попадаются, конечно, и такие. Однако лично я их имён стараюсь в голове не держать, а напротив помню только благодарных клиентов, нормальных людей, которым помог решить их проблемы с недвижимостью. Ведь вступая с клиентом в деловые и финансовые отношения, ты, таким образом, вступаешь с ним и в человеческие отношения. Не так ли?

Сергей Коротков