Будет ли толк от частных управляющих компаний? Печать
Коротко о недвижимости
03.05.2007 01:00

Действительно, давайте разберемся.

Когда законотворцы создавали Жилищный кодекс, они, разумеется, не забыли прописать в нем условия существования и деятельности частных управляющих компаний, которые должны будут управлять многоквартирными домами. При этом предполагалось, что муниципальные власти подобной управленческой деятельностью заниматься не будут, а весь рынок ЖКХ будет поделен частными компаниями на сферы влияния.

 

Конечно, для частных компаний подобный бизнес является очень лакомым куском – 700 миллиардов рублей ежегодно тратится гражданами Российской Федерации на содержание многоквартирных домов. Вполне естественно, что и для муниципалитетов такие деньги тоже являются лакомым куском, который они не хотят выпускать из своих рук. Может быть, поэтому бизнесмены не слишком торопятся поучаствовать в столь привлекательном бизнесе: прошло уже почти два года с момента принятия нового ЖК, а частные управляющие компании можно пересчитать по пальцам.

 

Почему, спрашивается? Любой рынок, и рынок ЖКХ в том числе, регулируется спросом и предложением. Однако на упомянутом рынке россияне десятилетиями получали услуги крайне низкого качества, каковые им предлагали: выбирать было не из чего. Так что говорить о рыночных отношениях в сфере жилищно-коммунального обслуживания не приходится, и большинство квартиросъёмщиков и квартировладельцев относятся к платежам за услуги по обслуживанию своих домов как к минимальному злу, чем-то напоминающему регулярную дань татаро-монголам.

 

Конечно же, многие мечтают о том, чтобы качество услуг было высоким, и даже готовы платить за это качество соответствующие деньги. Особенно наглядно это демонстрируют обитатели так называемых элитных домов. Мало того, собственники элитного жилья не только готовы платить за качество услуг, но и за их ассортимент, который должен быть несравненно шире стандартного муниципального набора.

 

Но помимо владельцев элитного жилья в России есть и обыкновенные люди, проживающие в муниципальных квартирах. К слову сказать, доля жилья, находящегося в собственности муниципалитетов, составляет в среднем по стране 25%, а в некоторых регионах достигает 50%! То есть, это большинство! Стало быть, по закону услуги должны быть ориентированы в первую очередь на это большинство. Ориентированы по стоимости, которая, как вы догадались, значительно ниже стоимости услуг, предлагаемых частными управляющими компаниями. Вот здесь то и зарыта собака! Коль скоро муниципалитеты являются самыми крупными поставщиками услуг, то они могут влиять на рынок этих услуг по своему усмотрению – влиять на их ассортимент, влиять на их качество, влиять на их стоимость. И они влияют! Каким манером? Очень простым. Коль скоро муниципалитетам нужно конкурировать с частными дорогостоящими компаниями, то самый эффективный способ такой конкуренции – это демпинг. То есть, минимальный набор услуг по обслуживанию дома по минимальной стоимости. То есть, таким манером у потребителя создаётся искаженное представление о стоимости услуг как таковых. Частная компания за те деньги, которые предлагают муниципалитеты, работать не будет. Поскольку себе в убыток. А муниципалитетам только того и надо: они по минимальным ценам будут работать за милую душу, а убытки в очередной раз покроют за счёт компенсаций из бюджета. Эге?

 

Что же мы, как говорится, имеем с гуся? А вот что. Частные управляющие компании искусственно отсекаются муниципалитетами от самого внушительного сегмента рынка, у потребителей которого искусственно создаётся впечатление, что цены на услуги ЖКХ не растут. Но это только кажимость.

 

А теперь ответьте сами на вопрос, заданный вначале: а будет ли толк от частных управляющих компаний?

Сергей Коротков